Хроники возрождения
   Домой Как добраться История Новейшая история Новости Фото Глазами паломника Написать автору
  История

Кем и когда была основана пустынь, точных сведений о том не сохранилось. Существует лишь народное предание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской поселился монах Серапион, который сделал на берегу озера холм, натаскав песок из озера, чтобы во время весеннего разлива вода не заливала это место. О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона нам ничего не известно.

Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 году. В этом году, по указу Петра Первого, были описаны все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри. О Серапионовой пустыни сказано: « В Ярополческом стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною, Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом. В церкви царские двери, сень и столбцы писаны на красках; по правую сторону царских дверей местные образы: Живоначальной Троицы писан золотом и краски в киоте; на южных дверях святаго мученика Антипы, далее - святаго Иоанна Предтечи с житием, положение Господа во гроб. По левую сторону - Владимирской Божией Матери в киоте; на северных дверях - Архангела Михаила, далее - Рождества Богородицы, святаго мученика Христофора; все образы писаны краски, перед ними две лампады, да свеча деревянная, налеп жестяной. На аналое образ Всех Скорбящих Радость с праздники, писано золотом и краски. Над царскими дверьми Деисус с праздники 11 икон, паникадило медное об 11 шандалах. В алтаре на престоле антиминс печатной, за престолом образ Богородицы Казанской, а по другую сторону Николая Чудотворца; на жертвеннике сосуды оловянныне, звездица медная. Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. В монастыре 13 келий - крыто драньем, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, просвирник да 5 старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной и деревянной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат монастырских караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого ». ( Из подлинного описания в делах монастырского приказа - №18 1702г.)

Как монастырь Серапионова пустынь существовала до 1749года. Так как пустынь была не защищенной от нападения разбойников, которые не однократно разоряли жилища мирных иноков и грабили церковь, заставили последних покинуть места молитвенных подвигов преподобного Серапиона. Монашествующие в числе пяти человек переселились после этого в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь.

С 1764 года по указу императрицы Екатерины Второй Серапионова пустынь упраздняется как монастырь, Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы (в 5 верстах), Порзамка ( 3 ), Кобяково ( 6 ), для за строек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин в Казачьем рукаве и по истокам Юг и Порзамском.

Серапионова пустынь, ставшая погостом, как место приходской Троицкой церкви сохранила свое название. В 1829 году вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни. Здание церкви построено в виде четырехугольного креста. Холодная часть храма от западной стены до иконостаса имеет вид квадратной палаты без столпов, завершаясь полукруглым сводом с фонарем. Длина храма внутри 13 аршин, ширина 12 аршин. Внутренняя площадь алтаря 9 на 8 аршин. Освещается церковь десятью окнами в два света. С обеих сторон по пять окон: три – сверху, два - снизу. В самом куполе - фонарь. Алтарь имеет три окна. Пол в церкви и амвон - каменные. В алтаре престол и жертвенник – деревянные.

Иконостас пятиярусный, резной, по малиновому фону украшен золочеными арабесками. Иконы иконостаса – «письма новейшего времени». Из древних святых икон, имеющихся в церкви, обращают на себя внимание: Резная на доске икона Корсунской Божией Матери. Высеченный на камне Животворящий Крест. Резное изображение главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца Можайского.

В 1847 году была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой с вылитым изображением Святой Троицы с надписью: «…Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов.

В церкви прибавился еще один придел с престолом во имя Корсунской иконы Божией Матери. Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Икона была не обычной, вырезанной на доске, лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы.

В пятницу перед Троицей жители деревни Ставрово вместе с жителями из других деревень проводили молебны на полях. Кроме этого молебны совершались непосредственно в престольные праздники в день Святой Троицы и 8 октября в день праздника в честь Корсунской иконы Божией Матери.

Весьма многолюдно было в пустыньке 29 августа на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Сюда в этот день стекались люди из Вязников, Мстеры, из сел Станки, Рыло, Татарово, Пантелеево, Липок и многих деревень. После окончания молебна богомольцы клали на резное изображение главы Иоанна Предтечи нитки, шнурки, тесьму, а потом хранили для излечения головной боли, обвязывая ими больную голову.

В 1844 году в пустыни поселились девять монахинь: три Анны, Наталия, две Александры, Мария, Феодосия и Параскева. При церкви они молились. А питались тем, что вырастят на земле, а так же рукодельничали. В церкви девицы устроили хор. Их стройное благозвучное пение стало привлекать богомольцев. До этого в Вязниковском уезде женского монастыря не было.

Около 1860-х годов в пустыньку из нижегородского женского монастыря перешла девица Агафья Давыдова Степанова, которая горячо принялась за устройство женской обители. До нее монахини жили без всякого устава. Кельи их находились частью на церковной и частью на помещичьей земле. Когда помещица умерла, то земля перешла к ее родственнику, который принудил монахинь выкупить у него землю под кельями за 300 рублей серебром. Девицы землю выкупили.

В 1865 году, Агафья обратилась к Преосвяшен- ному Феофану, епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением, чтобы Владыка благословил монахиням жить при Троцкой церкви Серапионовой пустыни, построить дом, так как кельи уже обветшали. 19 января 1865 года епископ Феофан разрешил устроить при пустыни общежительный монастырь.

После получения благословения Преосвящен- ного, смотрительница Агафья с еще большей энергией принялась за устройство обители. Добрые люди пожертвовали монахиням лесу на постройки. С помощью жителей окрестных деревень началось строительство общинного дома. Дом, состоящий из двух этажей, был построен 22 сентября 1868 года. Он находился несколько в отдалении от Троицкой церкви и бревенчатых изб священника и причетника, окруженных дворовыми постройками. Расположение в нем устроено очень благоразумно. Верхний этаж занимала большая светлая моленная с множеством икон, гостиная, спальня смотрительницы Агафьи и две кельи для девиц. В нижнем этаже, под моленной, располагалась трапезная, кухня и пять келий. В каждой кельи было много икон. Везде чистота и опрятность. В молитвенную основу был положен Саровский устав.

К этому времени число сестер увеличилось до восемнадцати. Хор с пополнением улучшился. Богомольцев стало приходить больше. За счет труда монахинь пустынь приняла благоустроенный вид. Разработали монахини на земле два огорода, расчистив кустарники. Завели 5 коров и лошадь. Дом огородили дощатым забором и обсадили деревьями. Устроили сводчатые кирпичные ворота с крестом. Жили только своим трудом. В церкви им не разрешали ходить с блюдом, все собирали церковнослужители в свою казну.

Слава чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, а так же хора обители широко распространилась по окрестным селениям, и в большие праздники в Серапионову пустынь съезжалось много богомольцев.

Дважды приезжал сюда с семьею из Мстеры краевед и литограф, писатель Иван Александрович Голышев. В первый раз он посетил пустыньку в 1867 году: «День был хороший, солнечный. Масса людей на пустыньке. Шла бойкая торговля с лотков. Торговали в основном пряниками, орехами и прочими сладостями. Но никогда не было чтобы, на пустыньке торговали спиртным, и не возможно было встретить здесь хотя бы одного подвыпившего». В 1868 году И. А. Голышев снова приезжал на Усекновение Иоанна Предтечи в пустыньку: «Погода была плохая: лил сильный дождь попеременно с мелким градом, но народ шел со всех сторон массами. Храм был полон народу. Нельзя было буквально положить поклон от тесноты. Но стройное и умилительное пение девичьего хора еще больше вызывало чувства молитвы в присутствующих ».

После литургии И. А. Голышев был в доме смотрительницы за чаем. Прием был оказан самый радушный. Из остроумных рассказов Агафьи выяснилось, что их отшельническая жизнь не очень радужна, потому как средств доходных почти никаких. Среди девиц были мастерицы вышивать белье и полотенца строчкой, но товар этот не шел никак. Да и в Вязники на базар – далеко. Рукодельничали они еще уборкой образков фольгой. Но доставать фольгу можно было только на рынке в Москве, а туда не наездишься. Если только какой богомолец привозил, тем и пользовались.

В Серапионову пустынь приезжало много богомольцев из разных городов России. Среди них и особо чтимые, люди известные, как приехавшие из далека, из Сибири, Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, так и местные. Среди них граф Апраксин Николай Петрович, Акинфов Владимир Николаевич, супруги Алябьевы Иван Васильевич и Наталья Павловна, Артлебен Николай Андреевич, Муромский купец Зворыкин, Ушаков Сергей Михайлович, Шумилов Валентин Александрович и многие другие.

Шли годы. Уходили из жизни первые общинницы, приходили новые. К Троицкому храму в 1900 году была пристроена каменная колокольня и расширена трапезная часть храма. Кроме монашеского общинного дома и домов причта Троицкой церкви на пустыни появилось семь крестьянских дворов.

Общинный дом стал известен как «Серапионовская богадельня» для пристанища бедных женщин. В 1892 году был утвержден Святейшим Синодом новый устав Серапионовой богадельни, попечителем которой был избран московский купец Алексей Федорович Малинин. Им в 1904 году были изысканы средства на содержание богадельни в размере 5000 рублей. Алексей Федорович не ограничился этой суммой. Потекли от него лично дополнительные суммы на дело Божие. И это не все, 6 октября 1904 года он обратился к архиепископу Сергию с просьбой устроить при пустыни домовую церковь. Разрешение на устройство церкви в доме последовало в 1905 году, а 24 сентября 1906 года в богадельне был освящен храм в честь Святителя и Чудотворца Алексия митрополита Московкаго. Со дня освящения храма, в честь нарожденного цесаревича Алексея Николаевича (30 июля 1904г.), пустынь стала называться Серапионово – Алексеевской, и упоминалась в числе монастырей Владимирской епархии с настоятельницей монахиней Серафимой.

Храм в богадельне, расположенный в верхнем этаже дома, устроен господином Малининым в уютно - скромном виде, иконостас покрыт позолотой. Кроме храма, им были выстроены два одноэтажных флигеля с четырьмя комнатами в каждом и разные хозяйственные постройки.

Другой благотворитель Василий Владимирович Бузин, судогодский 2-й гильдии купец, выстроил в 1912 году новую тесовую ограду длиною в 250 саженей (более 500 метров) и вышиною в 4,5 аршина (около 3 метров), оградив монахинь от посторонних глаз. На ограду купец затратил 1500 рублей собственных средств.

В богадельне к этому времени проживало уже 33 сестры, занимаясь земледелием, рукоделием, чтением Псалтири по усопшим и пением. Насельницы стали теперь обходиться без посторонней помощи, питаясь молоком, плодами с поля и огорода, сада, а так же денежными доходами. Домовый храм порою не вмещал в большие праздники всех молящихся. Возникла необходимость в постройке своего монастырского храма.

Дни 20-22 июня 1915 года надолго остались памятными как для насельниц Серапионово – Алексеевской общины, так и для всех присутствующих на торжестве по случаю закладки нового каменного храма в честь Преображения Господня. В этот знаменательный для себя день община впервые за все время своего существования удостоилась принять у себя Высокопреосвященнейшего Алексия, архиепископа Владимирского и Суздальского.

Владыка изволил прибыть 20-го июня из Владимира на станцию Сеньково, где был встречен благочинным 1-го округа Вязниковского уезда протоиереем Василием Орловым, причтом погоста Меркутино и жителями окрестных селений. Через село Станки владыка отбыл в пустынь. Около 9 часов вечера в Серапионово – Алексеевской обители торжественно звонили колокола. Звон, гулко разносившийся по зеркальной глади большого озера, известил обитательниц общины и многочисленных богомольцев о приближении архипастыря.

Встреченный в Святых вратах обители духовенством со Святым Крестом и Святою водою, а настоятельницей общины и сестрами хлебом-солью, владыка изволил проследовать в церковь, где после молебствования обратился с глубоко-назидательным словом к сестрам общины, принося им мир и призывая к взаимному согласию, которое всегда должно объединять человечество, а особенно в тя- желую годину великих испытаний, переживаемых нашей Родиной… Благословив сестер и народ, владыка удалился в отведенные для него покои.

Ясная ночь спускалась на землю, торжественная тишина воцарилась кругом, старые дубы тихо шептались листьями, как бы боясь нарушить окружающее безмолвие. Зеркальною поверхностью своей блестело озеро, а на его берегу и далее, среди дубовой рощи, расположились группы богомольцев.

Быстро прошла короткая, теплая летняя ночь. Заалел восток, из-за горизонта показалось солнце, брызнуло на землю своими яркими лучами, и настал ясный, безоблачный день.

В 8 часов утра началась Божественная Литургия, которую совершал Высокопреосвященнейший владыка Алексий в сослужении протоиерея Вязниковского Казанского собора Василия Орлова, ключаря кафедрального собора протоиерея И. Взо- рова, священника Троицкого храма Серапионовского погоста Алексея Зверева и священника Серапионово-Алексеевской общины Н. Смирнова, при участии протодиакона кафедрального собора Ушакова и диакона Вязниковского Казанского собора Шиповского, при пении хора архиерейских певчих под управлением А. Ставровского. Служение архипастыря, в скромном по убранству храме, среди молящихся простецов навевало особые чувства умиления и благоговения, так что у многих вызывало радостные слезы.

Торжественная литургия заканчивалась. После «Буди Имя Господне…» владыка в предшествии крестного хода направился к месту закладки нового храма. Начался «Чин, бываемый на основание храма». В основание Святаго Престола была положена медная доска с надписью: « При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя Императора Николая Александровича, при Высоко- преосвященнейшим Алексии, Архиепископе Влади- мирском и Суздальском, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексеевской общине усердием почетнаго члена детских приютов Василия Владимировича Бузина 21июня 1915 года ».

По возглашении многолетия крестный ход возвратился в храм. Архипастырским благо- словением собравшихся в церкви завершилось торжество «Основания храма» в Серапионово – Алексеевской обители.

Окончилось светлое церковное торжество. Богомольцы расходились по домам. Его Высокопреосвященство благоволил разделить с почетными гостями праздничную трапезу, за которой присутствовали: служившее духовенство, настоя- тельница общины монахиня Серафима, благотворители общины коммерции советник А.Ф. Малинин и Судогодский первой гильдии купец, почетный член детских приютов В.В. Бузин, вязниковский исправник Н.И.Червяковский, М.И. и Д.И. Баконовы, господин Смирнов и другие. За трапезой высказывались волновавшие всех мысли и чувства, пожелания процветания новой обители.

Милостивый архипастырь явил отеческое внимание к нуждам обители, разрешив сестрам заняться печением просфор для храмов города Вязники, а так же указал им другие способы улучшения положения обители.

По окончании трапезы владыке было угодно посетить приходскую Троицкую церковь погоста Серапионовой пустыни, а по возвращении оттуда послушать хор сестер, который пропел ирмосы празднику Преображения Господня.

В это время солнце склонялось к закату. Простое, но умилительное молитвенное пение на берегу Троицкого озера среди засыпающей и довольно живописной природы, производило глубокое впечатление. «…Пришедши на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца Сына и Святаго Духа Бога» - приглашала церковная песнь. И душа рвалась туда, к невечернему свету, в тот горний мир, где нет ни печали, ни воздыхания. «…Вся премудростию сотворил Еси » - повторял хор слова Псалмопевца, и поражался взор красотою видимой природы, и восполнялось сердце благодарностью к Создателю вселенной.

Закончился день. Тихо в обители. Утром был назначен отъезд Высокопреосвященнейшего Владыки, В 6 часов утра Его Высокопреосвященство изволил проследовать в церковь, где совершил молебствие. По окончании молебна владыка завещал сестрам жить в мире между собой и трудиться на спасение души и во благо обители, и, преподав благословение, отбыл, сопровождаемый благо- желаниями и изъявлениями чувства благодарности, на пароход.

Войдя на палубу, владыка в последний раз благословил собравшихся на берегу сестер и народ, и при пении «Исполла ети деспота» пароход тихо отошел. Путь владыки продолжался во Флорищеву пустынь, а сестры обители обратились к трудам своим, ободренные и утешенные великой радостию духовной и посещением своего чтимого архипастыря.

Дальнейшие события и годы проносились своей чередой, оставляя свой след в истории Серапионовой пустыни. Внутренняя обстановка в России в то время была очень сложная. Продолжалась, начавшаяся в 1914 году, кровопролитная, тяжелая для нашего Отечества воина с Германией. Нарастало революционное брожение.

В апреле 1916 года по указу Священного Синода Благовещенский мужской монастырь города Вязники становится женским, настоятельницей которого в чине игуменьи поставляется монахиня Серафима настоятельница Серапионово – Алексеевской общины. Что стало с Серапионово – Алексеевской общиной, неизвестно, сведения теряются.

Пустынь в советское время
 

Последовали вскоре роковые события – октябрьский переворот 1917 года, борьба советской власти с религией, закрытие монастырей, изъятие церковных ценностей, разрушение храмов, массовые репрессии и уничтожение священнослужителей, монашествующих и простых верующих людей.

Трагической оказалась судьба Серапионово – Алексеевской общины. В 1922 году община была разогнана властями. Последней ее настоятельницей была игуменья Антония. В 1923 году в общинном доме, где жили монахини, был устроен инвалидный дом. Часть насельниц осталась жить в Пустыни, а часть расселилась по окрестным селениям: в Порзамке, Козлове, Деревеньках, Станках. Храм в честь Преображения Господня, заложенный 21 июня 1915 года большевики взорвали. Сейчас от него остались руины.

В 1933 году в село Станки, расположенное в 3-х километрах от Серапионовой пустыни, прибывает из заключения архимандрит Мелхиседек, бывший настоятель Муромского Благовещенского монастыря. Он был назначен настоятелем Успенской церкви находящейся в этом селе. Архимандрит Мелхиседек духовно окормлял монахинь во главе с игуменьей Дарией (Бариновой) оставшихся в Серапионовой пустыни, к тому времени уже разогнанной властями.
Сам часто навещал их, проводил с ними назидательные духовные беседы, призывая их к безропотному перенесению скорбных обстоятельств этого времени и широкой христианской благотворительности, в особенности к ссыльному духовенству. Довольно часто некоторые матушки из среды Серапионовских монахинь наведывались в близ лежащие колхозы для сбора посильной денежной и вещественной милостыни предназначавшейся заключенным священнослужи- телям.

18 августа 1937 года архимандрит Мелхиседек (Бирев М.И), священник о. Михаил (Купресов) настоятель церкви Серапионовой пустыни, игуменья Дария (Баринова) и другие сестры были арестованы Вязниковским РО НКВД по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и распространении слухов против советской власти. В организации контрреволюционной группы церковников, в создании нелегального монастыря в Серапионовой пустыни, устройстве антисоветских сборищ, для сборов средств материальной поддержки ссыльному духовенству.

Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3-го октября 1937 года тройкой УНКВД СССР по Ивановской промобласти группа церковников:

Архимандрит Мелхиседек (Бирев Михаил Иванович), 1864г.р. уроженец д. Холуй, из семьи иконописца, судим в 1930г. По ст. 58-10 на 5 лет лагерей, освобожден досрочно, проживал в с.Станки, настоятель Станковской церкви;

Купресов Михаил Гаврилович, 1883 г.р. уроженец с. Шиморское Меленковского района, из семьи псаломщика, окончил духовную семинарию, священник церкви Серапионовой пустыни;

Баринова Дарья Васильевна, 1870 г.р. уроженка с. Наместово, из крестьян середняков, бывшая игуменья, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;

Богомолова Анастасия Прокопьевна,1881 г.р., уроженка д. Глубоково, из крестьян, до ареста проживала в г. Вязники, активная церковница;

Белухина Екатерина Семеновна, 1870 г.р., уроженка с. Яндовы, из крестьян, до ареста проживала в с. Станки, работала в колхозе, активная церковница;

Гусева Акулина Андреевна, 75 лет, Монахиня;

Горчакова 50 лет, монахиня;

Дмитроусова Ксения Ефимовна, 1884 г.р. уроженка с. Станки, из крестьян середняков, до ареста являлась церковной старостой в Станках;

Еремеева Ирина Алексеевна, 1879 г.р., уроженка с. Рыло Южского района, из крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;

Забелина Дария Вуколовна, 1888 г.р., уроженка д. Ступины Деревеньки, из семьи крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;

Матвеева Серафима Алексеевна, 78 лет, монахиня;

Панова Екатерина Августовна, 1872 г. р., уроженка с. Акиньшино, из крестьян, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;

Пронина Евдокия Ивановна, 1864 г.р., уроженка д. Порзамка из семьи кулака, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;

Платонова Анна Ивановна, 1895 г.р., уроженка д. Кобяково, из крестьян, судимая в 1932 г. по ст. 58-10 (антисоветская деятельность) на 3 года концлагерей, монахиня, до ареста проживала в Серапионовой пустыни;

Смирнова Мария Яковлевна, 1882 г.р., уроженка и жительница Серапионовой пустыни, монахиня, в 1932 г. судимая за антисоветскую деятельность на 3 г. концлагерей;

Смирнова Мария Алексеевна, 1896 г.р., уроженка д. Дорониха, до ареста проживала в д. Шивариха, колхозница, активная церковница;

Сорокина Александра Федоровна, 1889 г.р. уроженка с. Станки, из крестьян, в 1930 г. арестована за антисоветскую агитацию, проживала в Станках, активная церковница;

Сергеева Аграфена Андреевна. 76 лет, были осуждены за контрреволюционную агитацию и антисоветскую деятельность.

Бирев М.И., Купресов М.Г., Баринова Д.В., Сорокина А.Ф., Платонова А.И., Панова Е.И., Дмитроусова К.Е., Забелина Д.В., Смирнова М.Я., Белухина Е.С. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10.10.37 г., в отношении Бирева М.И. – 13.10.37 г.

Богомолова А.П., Смирнова М.А., Еремеева И.А., Пронина Е.И. 3 октября 1937 г. были приговорены тройкой по обвинению в антисоветской агитации , в контрреволюционных сборищах, агитации против колхозов к 10 годам исправительно – трудовых лагерей. Смирнова М.А. отбывала наказание в Михайловской и Сарыевской колониях.

Пронина Е.И. умерла 28.08. 1955г. О судьбе Еремеевой И.А., Гусевой А.А., Матвеевой С.А. Сергеевой А.А. Горчаковой ничего не известно. Игуменья Серафима, настоятельница Вязниковского Благовещенского монастыря, была арестована в 1930 г. и умерла в лагерях.


Упадок
  Шли годы. Постепенно вымирали деревни окружающие Серапионову пустынь. В наше время не осталось деревень входящих в состав прихода Серапионовой пустыни. Исчезли с лица земли Круглицы, Кобяково, в Порзамке осталось три дома. Троицкий храм приходил в упадок. Последние жители покинули пустынь в 1950-е годы. Храм в ту пору охранял от разрушения церковный сторож Василий, живший около храма. После его смерти в конце 50-х Троицкий храм был совершенно разграблен. С крыши снято железо, росписи в храме очень сильно пострадали. Лики Святых расстреляны дробью из охотничьих ружей. Свод в теплом приделе в трапезной части храма обрушился. Стекла в окнах были выбиты.


СТАРЫЕ-СТАРЫЕ ЛИСТЫ




|Домой| |Как добраться| |История| |Новейшая история| |Новости| |Фото| |Глазами паломника|